Музей-усадьба Федора Шаляпина на Новинском бульваре сейчас всего лишь остатки огромных владений Шаляпина, который простирались до самой Москвы-реки и были неким "городом в городе". История его жизни немного похожа на сказку: бежал из дома, был бродячим артистом, удачно пристроился в нужную труппу, женился на итальянской балерине (сказка о Золушке) и постепенно стал самым известным голосом не только Российской империи, но страны советов. После иммигрировал вместе с любовницей и детьми, оставив жену, почти не говорящую по-русски, одну в каморке старого дома. Оставил навсегда - из СССР она выехала уже после его смерти.
Конечно быть в усадьбе без экскурсии (или без нужных знаний) бессмысленно. Да, интерьеры качественно восстановили, где это было возможно (еще при Шаляпине новые жильцы стали сбивать части декора потолка). Мне очень понравилась первая комната, где по обоям сверху бежит березовая роща. В музыкальной комнате играют записи голоса певца, как и пел когда-то давно он сам в этом зале. Сохранился его бильярдный стол - жена очень переживала, что он пойдет по стопам отца и начнет азартно играть, поэтому ратовала за игру в доме.
В усадьбе постоянно идут групповые экскурсии, так в детской мелкие ребята слушали сказки того времени, а на первом этаже группа школьников чуть постарше активно играла в какую-то викторину, перемещаясь от стендов к сервизам, а оттуда к картинам почти всех наших художников.
Странное впечатление осталось после комнаты жены Шаляпина. В шкафу тихим привидением крутится ее балетное платье, напротив старинного зеркала, которое необыкновенно точно передает изображение.
Остались несколько смешанных чувств:
восхищение Шаляпиным, его жизнью и творческим путем;
непонимание его чувств к жене. На экскурсии говорили, что он её боготворил. Но уехал, жил с другой и любил её тоже;
как всегда, неприятие ко времени перемен.
"Ткани Москвы" оказались очень приятной выставкой. Ну ладно, от Музея Москвы я уже другого и не ожидаю. Всегда интересно обратиться к какому-то маленькому элементу жизни и найти за этим судьбы. Истории фабрик, бесславно закончившиеся в начале уже этого века. И макеты их зданий. Огромный угол из альбомов с образцами, которые уже никогда и никому не будут нужны. Судьбы художниц, рисовавших эскизы для всей этой красоты. Ткани начала прошлого века, которые уже кричат об эпохе модерна. Выставочное пространство выдержано в стиле фабрики.