воскресенье, 30 декабря 2012
Ёлочные игрушки
Самый ожидаемый праздник вел себя на редкость скромно в этом году - снег выпал только за два дня до нового года, да и город надел на себя праздничный наряд немногим раньше. Хотя, последнее было необычным только для недавних жителей Новоглебска, семьи еще недавно жившей в Москве. В столице уделают чересчур много внимания разного рода празднествам. А в провинциальном городке, где ничего не меняется веками, и люди, и власть были проще. Так что елка на главной площади появилась к католическому рождеству.
И дух нового года начал просачиваться в каждый дом, даже в столь печальный дом номер 45 по Соколиной улице.
Последние десять лет там доживала свой век черноволосая с редкими седыми прядями одинокая колдунья – по крайней мере, так считали все соседи. А у нас нет источников более достоверных, чем они. Своих детей у нее не было, а многочисленные племянники и племянницы разъехались.
И некогда многолюдный шумный дом опустел. Не сразу, конечно. Сначала разлетелась по крупным городам молодежь. Старшее поколение продолжало жить вместе, все так же каждый вечер собирались вместе, пили малиновый чай и разговаривали.
Шли годы, семья слабела, дряхла. Все чаще стала приходить хоть и незваная, но все же ожидаемая гостья. Покрылось пылью пианино в комнате брата, больше не звучал высокий голос старшей сестры, не стучала клавишами старая печатная машинка, не звенели кастрюли на кухне.
В доме осталась одна Лада Владимировна. Она тихо обходила комнаты, все больше переставая быть похожей на колдунью, теперь она казалась привидением.
В конце лета случилось то, чего боялись многочисленные племянники – она серьезно заболела и ей потребовался постоянный уход. Родственники бросили жребий, переехать в Новоглебск выпало семье Алисы.
читать дальшеВ хлопотах пробежали осенние месяцы. Наступила зима, незаметно войдя в дома, но всё не решаясь посыпать улицы снегом. И вскоре все вспомнили о стремительно приближающемся празднике. Скоро Новый год.
Вечером тридцатого декабря муж Алисы постучался в дверь старого дома. Это уже было странно – обычно Андрей не утруждал домашних и открывал дверь сам.
Первой к двери прибежала быстрая и энергичная Ирка, следом за ней подошел Святослав. Их восторженные голоса привлекли внимание женщин.
-Елка!
Действительно, вместо отца стояла разлапистая зеленая красавица. Как подсказывал разум, Андрей тоже был тут, но его не было даже видно. Он, отдуваясь, пытался облокотить ее на шкаф.
-Тяжело? – сочувственно спросила Лада Владимировна. Она уже вставала с постели, но была неуверенна в своих силах.
-Скорее, неудобно. – Неуверенно улыбнулся он. – Может ее сразу поставить?
Вытирая руки полотенцем, из кухни показалась Алиса. Ее удивление приятно польстило мужу.
-Как? Ты же не собирался…
-Ну и что, скоро праздник, нельзя без елки.
Дети поддержали отца радостными воплями.
-Только с игрушками проблема, - покаялся Андрей. – Все магазины закрыты. Не смог ничего найти.
-У меня есть. – Тихо сказала Лада Владимировна, кутаясь в вязаную шаль. – Елку мы уже три года не ставили, с тех пор как… - она замолчала.
Все прекрасно понимали, как она хотела закончить предложение. Три года назад умер брат А.Л.
Неугомонная Ирка не могла долго предаваться унынию. Сейчас же она была целиком поглощена идеей найти украшения для елки и она нетерпеливо подбежала к тете.
-Где можно взять игрушки? Мы со Святом достанем, папа и мама поставят елку, а вы будете командовать.
Тетя слегка улыбнулась.
-Кажется, здесь есть уже один командир. А игрушки, скорее всего, лежат на чердаке. Мы всегда их туда убирали.
Алиса повернула белокурую голову.
-Я помню. Мы с Тигром каждое лето забирались на чердак. Особенно в дождливые дни. Лежали на сене и слушали дождь. И однажды нашли елочные игрушки. Так странно было: словно два мира соприкоснулись.
Пока взрослые предавались воспоминаниям, дети стали действовать. На чердак вела темная узенькая лестница. Чуть позже стало ясно, что не только лестница темная, но и чердак. К счастью из-за облаков выглянула луна и через маленькое окошко проникла на чердак.
-Где стоят эти коробки? – крикнула девочка. На пыльном чердаке было сложно отыскать необходимые коробки.
-Справа у входа. Осторожно, не разбейте вазу.
Раздался грохот.
-Поздно, - грустно заметил Андрей.
-Ну и ладно, я ее никогда не любила. – Ответила Лада Владимировна. – Главное, чтобы сами не порезались.
Взрослые с интересом смотрели на потолок, ожидая вестей с поля действия.
-Нашли? – спросила Алиса.
На сей раз раздался голос сына:
-Вроде бы да, еще бы понять, что именно.
-Спускайтесь, тут разберемся.
Слышны были тихие переругивания детей, кажется, они не могли решить, кто будет спускаться первым. Разобравшись, они вернулись к родителям. Каждый нес по коробке. Внезапно, радость на их лицах сменилась недоумением.
-Вы все еще не поставили елку?! – возмутилась девочка.
На экстренном семейном совещании было решено немедленно приступить к операции «Здравствуй, Новый год». И через пятнадцать минут колючее дерево воцарилось в гостиной. Рядом положили довольно объемные коробки.
-Мне кажется, их должно быть много для одной елки, - сказал Свят.
-Их много для одной елки, - подтвердила догадку мальчика Лада Владимировна. – Долгое время мы ставили две елки: в гостиной и в детской.
Ирка уже изнывала от нетерпения:
-Свят, открывай.
Брат скорчил гримасу, но пререкаться не стал – ему и самому хотелось побыстрее открыть коробки, перевязанные бечевкой.
-Странные узлы, - заметил он. – Можно было и проще завязать.
Лада Владимировна рассказала внуку, что ее брат увлекался различными головоломками. Поэтому завязывать коробки просто ему было неинтересно. Часто он и сам не сразу мог разобраться, что же он навязал. Зато таких гирлянд как в то время, у них раньше никогда не было.
Свят задумчиво смотрел на веревку, которая конечно предотвращала вероятность несчастных случаев при транспортировке игрушек, но и не давала возможности их достать.
-Резать не будем, - решил он. – Будем распутывать.
Нахмурившись, он принялся за дело. Притихшая Ирка сидела рядом с ним. Хоть она и была всегда заводилой, мозговым центром из пары все-таки был спокойный и размеренный Свят.
Через несколько минут труда первая коробка была освобождена из веревочных пут.
Может показаться странным, но тот момент, когда Свят аккуратно сдвинул пыльную крышку, словно растянулся на минуты, хотя едва ли длился более секунды.
Наконец показались тусклые бока игрушек.
Свят зачарованно глядел на первую игрушку, которую он достал из коробки. Это был фарфоровый клоун с отбитым носом.
-Такой страшный, - фыркнула Ирка, наблюдая за братом, который аккуратно повесил клоуна на еловую веточку.
-Ничего ты не понимаешь. – Тихо ответил он. – Он просто старый. А старые вещи, как и люди, меняют свой облик.
Лада Владимировна взлохматила волосы внука.
-Да, он много видел. Родом он из самого Лауша – города в Германии, известного своим стекольным заводом. В нашей же семье эта игрушка живет более ста лет. И он видел мою маму, рожденную под новый год. Видел детьми меня с братьями и сестрами, видел революцию. Еще двадцать лет был под запретом вместе и с самим праздником. И после он тоже был свидетелем всей жизни этого дома.
Семья внимательно слушала Ладу Владимировну и с каждым ее словом клоун казался красивее и серьезнее.
Следом за братом к коробке с игрушками подошла Ирка. Она выбрала блестящего космонавта, хотя и на нем время оставило свой след – были видны потертости, лицо почти стерлось.
Привстав на мысочки, девочка повесила игрушку на самую высокую ветку.
-Так ему удобнее будет взлетать? – спросил Андрей.
Девочка удивленно смотрела на отца:
-Нет, просто так его лучше видно.
Раздались смешки. Легкий эгоизм всегда был присущ девочке.
-Этот космонавт появился у нас в год рождения твоего брата, - обратилась к Алисе Лада Владимировна. – У нас была традиция каждый год покупать хотя бы по одной игрушки. Так и елки лучше выглядели, да и били вы игрушки исправно. Даже он, - она указала на космонавта, - дважды умудрился избежать верной гибели от ваших с Тигром рук. Кстати, во второй коробке лежит парашютист из проволоки. Его наша семья приобрела во время войны. В тот же год погиб мой отец.
Андрей потянулся к указанной коробке. И куда быстрее справился с хитрой веревкой, чем его сын. Несколько ловких движений и коробка была открыта. Вскоре на свет появился и парашютист, описанный тетей. Осмотрев елку, которая еще была свободна от игрушек, Андрей подошел к той ее стороне, где не было ни одной, и аккуратно повесил еще одного свидетеля минувшей эпохи.
Дети копались в коробках, отыскивая милые их сердцам и глазам игрушки. Алиса с любовью смотрела на свою семью, когда Лада Владимировна положила руку ей на плечо.
-грустишь, малышка?
-Нет, - улыбнулась Алиса. – Скорее удивляюсь, что уже не я и Тигр беззаботно сидим на том месте, а мои дети.
-Разве это плохо? Не стоит жалеть, что прошло время. Воспоминания о детстве – счастье, которое будет вечно, даже когда не будет памяти о прошедшем дне.
Андрей согласно кивнул:
-Пройдет не так много времени, как они будут смотреть на своих детей. Это естественно и прекрасно. А пока – не надо грустить. Помогите лучше нам елку нарядить.
К вопросу выбора елочного украшения Алиса подошла крайне серьезно. В итоге она взяла три темно-красные шишки, связанные двумя атласными лентами. Развесив их на елке, она объяснила свой выбор:
-Однажды я чуть не разбила их из-за того, что ленты развязались. Но успела схватить и потом крепко-накрепко связала их между собой. – Она гордо указала на большой узел.
Одна за другой на елке появлялись игрушки разных цветов и форм, матовые и блестящие, с рисунками и без. Одни новее, другие старше. Но их всех объединяла связь с этим домом и с этой семьей.
Наконец, на елочке почти не осталась места и решили, что пора остановиться. И лада Владимировна потянувшись, увенчала елку пятиконечной красной звездой.
-Теперь все правильно. – Прошептала она.
Елка в тусклом свете старой лампы сверкала волшебным светом, сияли шары, фигурки, бусы. А вокруг нее стояла семья.
***
Новый год – праздник, который на одну ночь как ничто другое объединяет всю нашу страну. И семьи в этот день тоже сплачиваются. И, возможно, никогда мы не ощущаем себя частью целого, как в ночь на первое января.
А вечными спутниками этого праздника и этого чувства можно назвать елочные игрушки. Они помогают растянуть праздник на несколько дней, а то и недель. Хотя мы не всегда их замечаем и не всегда ценим их роль.
***
Уже давно на город опустилась ночь. Дом спал. Спали и почти все его обитатели.
Девочка старалась идти как можно тише. Вот дверь в гостиную. Легкий скрип.
Она подошла к елке и тихо сказала:
-Нельзя нарушать традиции.
Через несколько секунд опять раздался скрип половиц и двери. Девочка проскользнула в детскую и нырнула в кровать.
А на самой нижней ветке покачивался серебристый ангелок.
28.01.2012